Воскресенье, 19.11.2017, 22:40
Стихи
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2010 » Май » 5 » «Евгений Онегин» противоречие между стихом и прозой
15:30
«Евгений Онегин» противоречие между стихом и прозой

«Евгений Онегин» противоречие между стихом и прозой

С другой стороны, для любой эмпирики открывалась и в прозе возможность быть возведенной, но слову Гоголя, в «перл создания». Только после «Онегина» в творчестве самого Пушкина наконец отделяются окончательно стихи от прозы, а проза впервые обретет самостоятельность: законченная пушкинская проза появляется только с завершением «Онегина». В черновой заметке «О поэзии классической и романтической» Пушкин писал: «Но ум не может довольствоваться одними игрушками гармонии, воображение требует рассказов». Стихи «Онегина» — «игрушки гармонии» — и представили такие «картины и рассказы» — но особые картины и рассказы. Стиховая природа «Онегина» прямо связана с его синтезирующей, обобщающей природой и выражает ее. Общая особенность новой русской литературы периода ее становления как выражение особенностей национального сознания и национального языка ясно проявилась уже в баснях Крылова и в комедии Грибоедова, половина стихов которой, по известному прогнозу Пушкина, должна была войти и вошла в пословицу. Но полнее и, главное, многостороннее всего реализовал эту особенность, даже сравнительно с грибоедовской комедией, которую современники называли светским евангелием, роман Пушкина — «энциклопедия русской жизни».

Однако сам этот энциклопедизм идет не столько от широты разработок от многих из них Пушкин отказался, и они, казалось бы, в абсолютно законченном виде остались в черновиках, сколько от синтезирующей сути романа. Потому и стихотворного, так тяготеющего к итоговому афоризму, к обобщающей поговорке, к закрепляющей пословице, когда строка исчерпывает целую сторону бытия: ведь половина стихов романа тоже в пословицу вошла. «Если,— говорил Гоголь,— должно сказать о тех достоинствах, которые составляют принадлежность Пушкина, отличающую его от других поэтов, то они заключаются в чрезвычайной быстроте описания и в необыкновенном искусстве немногими чертами означить весь предмет. А если можно, Пушкин немедленно опирается на помощь предшественников и современников, так что подчас одно слово влечет представление о делом комплексе. Скажем, Скотинины в романе — фамилия явно династического происхождения: одной фразой включается в роман Фонвизина. При этой именно пушкинский роман дал такому опыту обобщающую формулу. Как, впрочем, и опыту Жуковского, Вяземского, Каренина»

«Буйные мечты» смирялись, но не уходили. Стихи Пушкина оказались лирическим порывом благодарностью за духовное утешение, но совсем не означали отмены духовных сомнений: само по себе такое духовное утешение не было философским разрешением таких взываний. А лирика Пушкина конца 20-х годов — это именно лирика с выходом к конечным проблемам бытия. Естественно, это Е философия в собственном смысле, это лирика, или, точнее, это лирическое переживание философских проблем, это интимное ощущение конечных вопросов существования: жизнь, смысл; ее, ее цель, смерть...

Сами по себе проблемы иены, поэтому «отвлеченный» философ способен биться над отвлеченным решением их в любую пору. Великий поэт, видимо, способен и переживанию их, к тому, чтобы выразить состояние такого переживания, только в пору вполне определенную. Нормально, что для Пушкина этой порой и стала пора завершения «праздника жизни». Так неотвязной оказывается теперь и уже до конца не уйдет никогда дотоле внутренне особо не волновавшая проблема: жизнь — смерть. В «молодой» аллегорической «Телеге жизни» 1823 года ее не было, она вошла с личными и конкретными «Дорожными жалобами» 1829 года: Долго ль мне гулять на свете. То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком?

Но Белинский недаром говорил, что Пушкин «поставлял выход из диссонансов жизни и примирение с трагическими законами судьбы не в заоблачных мечтаниях, а в опирающейся на самое себя силе духа...». Такую «силу духа» рождает трагическое переживание смерти, она «возбуждает силу чувства». Потому-то, как заметил в статье о Пушкине еще 1856 года Евгений Онегин, именно по поводу стихотворения «Для берегов отчизны дальней...», «прощальные слова поэта запечатлены чудной нежностью и вместе важностью. При строгой мысли о смерти, чувство поэта помнит еще об обещанном поцелуе свидания; это нежное чувство устояло перед скорбною торжественностью минуты. Бедное сердце человеческое не потерялось, не отреклось от своих прав и пред зияющею бездною смерти».

Категория: Тематические статьи | Просмотров: 1316 | Добавил: liex | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Категории раздела
Тематические статьи [63]

Поиск
коленный ортопедический стул

Поиск


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 329

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Полезное

 
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz